Реклама в железнодорожном транспорте: медианосители и особенности
Объекты ООО «Российские железные дороги» представляют собой мощнейший транспортный комплекс, крупнейший в России. Кроме подвижного состава (электрички, поезда дальнего следования, поезда повышенной комфортности и т.д) в него ходят различные здания и сооружения: вокзалы, станции, полустанки, платформы, железнодорожные магистрали и прилегающие к ним территории, вокзальные и привокзальные площади, коммуникации, железнодорожные мосты, инфраструктура, кассовые залы, залы ожидания, торговые павильоны, многое другое.
Закономерно, что объекты РЖД являются весьма привлекательной и гигантской рекламной площадкой, имеющей в своём арсенале все виды рекламы (как наружной, так и транзитной) с неограниченной географией, весьма широкой аудиторией и многообразием форм рекламных сообщений. Умножив перечисленные достоинства «железнодорожной» рекламы на динамику развития пассажиропотока Российских железных дорог можно объективно оценить эффективность проведения рекламных компаний на железной дороге как максимально высокую.
Самая многочисленная группа — пассажиры пригородных электричек. Это жители пригородов мегаполисов, для которых электропоезда являются самым быстрым, надёжным и экономичным способом добраться на место работы или учёбы. Стоит так же отнести к этой группе многочисленных дачников, туристов, любителей активного отдыха. Постоянно растёт и число сезонных рабочих. По своим потребительским возможностям данную целевую группу составляют люди невысокого или среднего достатка.
Реклама в электричках предлагает пассажирам самый широкий спектр товаров и услуг, в основном — предметы повседневного спроса. Популярны публикации рекламных сообщений с предложениями работы, новые предложения/тарифы операторов сотовой связи, логистика, лотереи и т.п. Наиболее активно реклама в электричках используется для агитации и пропаганды в период предвыборных кампаний всех уровней.
Пассажиры скоростных поездов «Экспресс» составляют следующую целевую группу. Это жители столиц, крупных мегаполисов и соседствующих с ними областных центров/городов-спутников. Уровень доходов (и потребления) пассажиров этой целевой группы — средний/выше среднего. Большинство пассажиров совершают в деловые поездки и командировки.
Для пассажиров поездов «Экспресс» будет довольно интересна (и, соответственно, эффективна) реклама компьютерной и бытовой техники, недвижимости, риэлторских услуг, туризма, промышленного оборудования, автомобилей. Кроме этого привлечёт внимание пассажиров рекламная информация по теме «отдых и развлечения»: ночные клубы, концерты, премьеры, рестораны.
Высокую привлекательность для рекламодателей представляют пригородные скоростные поезда системы «Спутник» — поезда скоростного пассажирского сообщения с ближайшими городами-спутниками Москвы. Пассажирские поезда «Спутник», обладая высокой скоростью перевозок и комфортностью поездки, имеют и другую отличительную особенность: отсутствие льгот для всех категорий пассажиров. Эта особенность чётко определяет целевую аудиторию в имущественном отношении, которая заметно отличается от целевой группы пассажиров электричек. В основном такие поездки совершают представители «среднего класса».
Рекламодателями в поездах «Спутник» могут быть агентства недвижимости, супермаркеты, строительные организации, автосалоны, турфирмы, кадровые агентства, гостиницы и отели.
Среди поездов скоростного сообщения особою нишу занимают поезда «Аэроэкспресс», соединяющие столицу с аэропортами. Их пассажирами, в своём большинстве, являются люди высокого достатка и аналогичного (высокого) уровня потребления. В поездах «Аэроэкспресс» в качестве медианосителей используются малоформатные рекламные постеры размером 30×40 см в стиле High-Tec. Металлическое обрамление постеров органично вписывается в современный дизайн вагонов, выгодно подчёркивая рекламное сообщение, которое привлекает внимание пассажиров и обладают высокой эффективностью рекламного воздействия.
Ежедневно с московских вокзалов в поездах дальнего следования отправляется свыше 100 тысяч пассажиров. Деловые люди, отпускники, туристы и студенты составляют огромную целевую аудиторию, на которую ориентирована реклама в поездах дальнего следования.
Совершенно очевидно, что поезд сильно ограничивает поступление внешней информации и человек меньше обычного отвлекается на различные «информационные раздражители». За существенно значимое время путешествия пассажир поезда не может не обратить внимания на рекламные сообщения на постерах, расположенных от него в непосредственной близости — в межоконном пространстве вагона, а яркое и продуманное содержание рекламы обеспечит ей максимальную эффективность.
Аудитория рекламы на объектах РЖД не исчерпывается только пассажирами. Вокзалы, вокзальные торговые и развлекательные комплексы, станционные платформы, точки общепита и т.п. — посещают ежедневно сотни тысяч никуда не уезжающиx людей: провожающие и встречающие, планирующие поездку, просто прохожие. На вокзальных комплексах довольно часто проводятся промо-акции и другие рекламные мероприятия с применением оригинальных рекламных конструкций и нестандартных рекламных решений.
Многообразие и разнообразие рекламных решений на объектах железной дороги лишний раз подчёркивает очевидный вывод: